Как портят зрение детям

А.И. Федоров – Методы улучшения зрения. Санкт-Петербург 2002.

    Проблема зрения в современных условиях непосредственно упирается в проб­лемы школьного образования. Коль скоро уже десятки поколений людей в детстве принудительно обучались в школе и так, по видимости, оно будет продолжаться и впредь, то становится ясно, что школы, калеча детскую психику и культивируя в детях нерв­ное напряжение, являются рассадником того психического микроба, который и портит зрение человечества. Остановимся на этой теме несколько подробнее, как она того за­служивает.

   В детский сад и в первый класс шко­лы ребенок идет с сияющим от счастья ли­цом и блестящими глазами. Но во втором - третьем классе он начинает томиться уро­ками, и время кажется ему бесконечно тяну­щимся, а после четвертого-пятого класса детский окулист уже норовит надеть на ре­бенка очки и всяческими запугиваниями убеждает родителей согласиться с ним. И горе тогда зрению их ребенка, если они дадут себя убедить. Так что же случилось с глазами ребенка с той поры, как он пошел в школу?

   До школы ребенок мог иметь острое зрение, а мог и не иметь его, и это было ему совсем не важно. Спроси его кто-нибудь: «Ты можешь увидеть воздушного змея?» — он бы мог посмотреть вверх и сказать «да» или «нет». Каков бы ни был резуль­тат, он его не волновал: настолько это не имело значения для его развлечения. Но то, что было неважным в игре, стало важным в школе. И ребенок ощутил на себе дав­ление, принуждение к хорошей учебе. По­этому он начал весьма усердно пялиться на доску. А принуждение уже само по себе вызывает напряжение глаз. Если же еще и доска находится в таком месте, что дает блики при разглядывании ее с того места, где ребенок сидит, да и незнакомые над­писи на доске как бы подернуты дымкой (следы мела от предыдущих записей), то у ребенка естественным образом возникают проблемы со зрением. Поскольку слова на доске очень важны для него, он начинает, к примеру, косить, напрягая таким спосо­бом глаза для того, чтобы якобы лучше увидеть.

   При этом чем больше усилий он прила­гает, тем хуже он видит. Немудрено, что неопытный ребенок попадает в эту ловуш­ку, ведь и гораздо более умудренные взрослые из нее не вылезают! В конце концов, он начинает прикладывать еще больше уси­лий, и дело кончается тем, что он становится «очкариком».

   Прибавьте  к   этому   еще   и   то,   что   ребе­нок часами ежедневно оказывается заперт в четырех    стенах    под    надзором    учителей,  которые  нередко  бывают  нервны  и  раздражительны.   В  такой   обстановке  ребенка  за­ставляют заниматься,  при  этом  его вынуждают   все   время   сидеть  в   одной   и   той   же позе,   не  отвлекаясь  и  не  разговаривая.   Не надо также забывать, что нервное напряже­ние,  проявлением которого является плохое зрение,    может    вызывать    у    окружающих аналогичное   состояние.   Особенно   это   спра­ведливо  в  отношении детей,  занимающихся с учителем, носящим очки.

   Не редкость и то, что предметы, кото­рые ему необходимо изучать, могут пре­подноситься весьма неинтересно. Вообще на­до сказать, весь процесс обучения в школе или институте построен так, что ребенок и молодой человек вынуждены постоянно думать больше о получении хороших отметок, нежели о приобретении знаний для самого себя. Сколько психологических факторов, портящих зрение! И удивляться приходится не тому, что зрение у ребенка портится, а тому, что он вообще не стано­вится слеп и туп.

   Некоторые дети выносят эти противоесте­ственные условия лучше, чем другие, но многие не могут устоять перед напряжени­ем, и это естественно. Таким образом, школы становятся рассадниками не только миопии и всех иных аномалий рефрак­ции, но также и косоглазия. Нет сомнения, однако, что большинство детей, когда они только начинают ходить в школу, свобод­ны от этих видов нарушения зрения и что как частота, так и степень этих наруше­ний неизменно возрастают по мере про­должения образовательного процесса. Так, после пятого-шестого класса процент детей, носящих очки, существенно увеличивается. В старших классах большинство отличников носят очки, а в институте их ношение ста­новится чуть ли не правилом.

   При этом прямо-таки ужасает обществен­ное отношение к этой проблеме. Считается, что если ребенок носит очки, то значит он «умный». Носить очки становится прес­тижным! Родители и учителя с гордостью демонстрируют фотографии, с которых гля­дят юные очкарики. И такие взрослые не в состоянии понять, что ребенок в очках — это беда, аномалия, что на человека со здоровым вкусом и здравым смыслом эти изображения производят то же впечатление, как если б дети, изображенные там, были безруки и безноги и красовались своими костылями и протезами. Ребенок, надевший  очки, —  это   укор   невежеству   и   грубости взрослых.

   Таким  образом,   усилие  разглядывания   в    школе   возникает   из-за   принудительного   характера   обучения,   отягощенного   психичес­ким   напряжением,   а   пристальное   смотре­ние — из-за  напряжения,  необходимого для видения  надписей   на  доске.   Многие  взрос­лые говорят, что у них напряжение впервые появилось   в   школе   из-за   классной   доски.   Тем   не   менее   эти   доски   все   продолжают   считаться необходимым элементом школьного   образовательного   процесса.   Одно   время   старались облегчить этот процесс, используя светло-зеленые   доски   и   желтый   мел.   Это, однако,   ухудшает   контраст   по   сравнению с    тем,    что    дает   белый    мел    на    черном фоне,   и  приводит   к   еще  большему  напря­жению  глаз,  поскольку их работа,  как  мы сказали,   основана  на  контрасте.

   Еще раз напомним очень важный принцип: человек не сможет увидеть что-либо совершенным зрением, если не видел этого объекта    прежде.    Когда   глаз    смотрит   на незнакомый   объект,   то   он   всегда   в   боль­шей или меньшей степени напрягается, что­бы  увидеть   его.   При  этом   всегда  возникают    аномалии    рефракции.    Когда    ребенок смотрит   на   незнакомые   надписи   или   геометрические   фигуры   на   доске,   удаленные географические   карты,    схемы   или   рисунки,   ретиноскоп   всегда   показывает,   что   он становится  миопиком,   хотя  зрение  его  при других   обстоятельствах   может   быть   абсолютно  нормально.   То  же  самое  происходит и у взрослых при разглядывании удаленного    незнакомого    объекта.    Когда    же    глаз смотрит   на  знакомый   объект,   эффект   оказывается совершенно иным. Удается не только рассмотреть его без напряжения,  но и в последующем  снижается  усилие,   прикладываемое     при     рассматривании     незнакомых объектов.    Последнее    замечание    исключительно важно, потому что оно является ключом  ко  всему процессу восстановления  зрения.

   Итак,   что  могут  сделать  родители,   чтобы уберечь зрение своих детей, обучающихся в школе?  Практически  единственное,   что  мож­но   сделать   в  этой   ситуации,—  это  научить детей   расслаблять   свои   глаза   и   поддерживать   это   расслабление  даже  под  прессингом психического   напряжения.   Добиться   этого нелегко,   но  возможно,   а  результаты  вполне заслуживают   того,    чтобы   сделать   в   этом направлении необходимые шаги. Родителям следует после занятий в школе давать детям уроки расслабления, с тем, чтобы компенсировать то ежедневное напряжение, которому их дети подвергаются. Это будет оставаться обязанностью родителей до того времени, когда детей станут обучать приемам расслабления прямо в школе.

Статья взята с сайта http://www.medicus.ru

Яндекс.Метрика
Высказаться по данной теме можно на форуме


Хостинг от uCoz