Проблема школьной перегрузки.
Проблема школьной перегрузки уже давно поднята различными специалистами, как психологами, так и медицинскими работниками. Можно ли себе представить, что «рабочий день» учащегося в простой школе составляет иногда более 6 часов, при этом ученику приходиться выполнять домашнее задание, которое у сознательных учащихся занимает еще около 2 часов. Не каждый педагог столько работает.
Вы спросите, а разве нет соответствующих нормативов, которые бы регламентировали время нахождения ребенка в школе? Они есть, но учебные процесс настолько обогащен знаниями, что в желании выдать всю программу не всегда учитывается нагрузка сопутствующая этому. А, в конце концов, все это сказывается на психофизиологическом здоровье ребенка. Поэтому получается, приходя первого сентября здоровым ребенком, через 10 лет он выходит из нее больным подростков.
А в действительности, чем же вызвана перегрузка в школе?
Как правило, перегрузка учащихся вызвана не только умственной и физической усталостью, но есть и другие причины.
- В начальном звене школы одним из источников напряжения является высокие требования к скорости чтения и письма. Что в действительности сказывается на физиологии ребенка, прежде всего на глаза и кисть руки.
- Гладя все эти развивающие программ, которые повсеместно внедряют в школы, и продвинутые учителя гордятся тем, что они их применяют, УЖАСаешься тому, что нынешнему ученику начальной школы приходится осваивать больший объем учебного материала в гораздо более сжатые сроки, чем 10 лет назад ученик по традиционной программе.
- Так же на утомляемость влияет постоянное давление со стороны завышенных требований (ожиданий) родителей. До сих пор вспоминаю, что когда я сдавал экзамены в университете, я волновался не о том, что не сдам, а о том, как я это скажу родителям. Так и ребенок, чья самооценка во многом зависит от родителей, переживает огромный стресс, испытывает психическую нагрузку.
Как же вовремя определить, что ребенок перегружен, и как ему помочь?
Особое внимание нужно обратить:
- На нарушения сна (бессонница, частые просыпания, проблемы с пробуждением, чуткий сон и т.д.).
- На изменения в поведении ребенка, при чем довольно резко.
- На постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д.
- На сильную рассеянность, ребенок постоянно начинает допускать ошибки на внимание.
- На появление таких нарушений, связанных с нервной системой, как тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.
Последствия перегрузки – это снижение физического здоровья и ухудшение состояния нервной системы, так же возможна потеря интереса к учебе.
Первое, что родителю нужно сделать с возникновение данной проблемы – это обратиться к педиатру или детскому невропатологу.
Второе – разработать совместно с ребенком режим дня, в котором бы вы распланировали весь день согласно возникающим нагрузкам. Здесь не маловажное значение имеет помощь школьного психолога.
Третье – постарайтесь исходить из действительных способностей ребенка в предъявлении к нему ваших требований. Не пытайтесь ожидать от него большего, чем он может. Это будет наилучшим способом, которым вы сможете предотвратить нагрузку на психику ребенка.
Самое главное всегда действовать в интересах ребенка, а не удовлетворять свои амбиции.
© Педагог-психолог Бороздин Е.Н.
|