Этапы развития понятия одаренность.
Причины почему одни люди способнее других интересовали человечество наверное с того момента как у одного человека не получилось сделать то, что сделал его соплеменник. По этому на протяжении всей истории человечества выдвигались разнообразные теории и гипотезы.
Первым этапом в развитие понимания одаренности является время, когда считалось, что одаренность считалось дарованием божественным. От того быть может и слово «гений» в переводе с латинского означает дух. Поэтому и большинству талантливым людям того времени приписывались божественные возможности, их жизнь полны была мифов и легенд.
Вторым этапом можно считать эпоху просвещения. В ней становлению и развитию одаренного человека отводилось воспитанию, социальным условиям, социуму в котором находиться человек. Данный этап во многом связан с таким деятелем как Джон Локк, утверждавшим, что человек рождается чистым листом (tabula rassa), где благодаря воспитанию пишется личность и способности человека. Одной из хорошо известных его работ стала книга, повествующая о мальчике Эмиле, в которой он описывает воспитание джентльмена того времени.
Третий этап связан с выдающимся английским антропологом Френсисом Гальтоном. Он считал, что одаренность является наследуемой от родителей, что он попытался изложить в своей работе «Наследственность таланта; ее законы и последствия». Дальнейшая его деятельность была направлена на формирование и развития науки под названием евгеника (от греческого – рождение более лучших). В ней поднимается проблема искусственной селекции человека, рождение супер-человека.
Четвертый этап в понимании одаренности связан с интеллектом, так называемым IQ. Особое место в разработке этого направления принадлежит французкому ученому Альфреду Бине. Он разработал методику для определения степени умственного развития детей. В дальнейшем немного усовершенствованную и дополненную формулой для расчета коэффициента интеллекта немецким ученым В.Штерном. Данный этап поставил понимание одаренности в полную зависимость от интеллектуальных способностей человека, что открывает лишь одну сторону данной проблемы.
Это и исправил пятый этап. Американский ученый Дж. Гамильтон который создал модель структуры интеллекта в которой попытался учесть по мимо интеллекта добавил креативность (творческие способности человека). В дальнейшем еще один американский ученый П. Торранс предложит при оценке одаренности выявлять не только уровень интеллекта, но и уровень креативности.
Современный этап ознаменовал понимание одаренности как потенциала, который может привести к значительным успехам в той или иной области, а может совсем не реализоваться. По этому в формулу интеллект плюс креативность необходимо включить мотивацию, что превосходно сделал в своей модели одаренности Дж. Рензулли. Он утверждает, что для одаренного человека свойственна преданность задаче. То есть доминирование мотивов, связанным с содержанием деятельности решаемой задачи.
Но развитие понимания одаренности не стоит на месте, и выдвижение и усовершенствования теорий об одаренности бурно развивается. Выдвигается все большее количество критериев определения одаренности. Одним из них, которой придерживается и автор данной статьи, является активность человека, его стремление находить и решать задачи, создавать и модернизировать идеи, не стоять на месте, а постоянно двигаться к намеченной цели, потребность человека всегда что-нибудь делать.
© Педагог-психолог Бороздин Е.Н.
Кто хочет стать ОТЛИЧНИКОМ?! - система предназначена для проверки знаний учащихся средних школ в игровой форме. Также будет полезно ее использование при подготовке к контрольным работам, изучении и повторении тех или иных тем и просто в качестве логической интеллектуальной игры.
В основу идеи создания программы тестирования легла известная телеигра …
С данной версией системы поставляются Базы вопросов по предметам "Информатика и ИКТ" и "Русский язык".
Скачать с depositfiles: Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей.
Карта интересов для младших школьников+книга одаренный ребенок
Скачать с letitbit: Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей.
Карта интересов для младших школьников+книга одаренный ребенок
|